В годы Первой мировой войны многие привычные представления о других народах подверглись существенному пересмотру. Это явление можно наблюдать на примере восприятия британцами немцев, их главных соперников в Первой мировой войне. Польская исследовательница А. Чесьликова предлагает следующую классификацию образов другого народа: создаваемый (идеологический), запрещенный и образ, формирующийся на основании личного опыта1. Во время Первой мировой войны у многих британцев появилась возможность составить мнение о немецком народе на основании личных впечатлений. Те, кто не был на фронте, получали информацию в основном из прессы. Британская пропаганда накануне и во время войны старалась сформировать у населения определенный образ врага. В то же самое время, у очевидцев и участников войны также складывалось свое представление о противнике. При этом не стоит забывать, что восприятие врага накладывалось на традиционный, исторически сложившийся образ немца.
В начале XX в. тема конкуренции и возможной войны с Германией, а также вопросы вооружений, всеобщей воинской повинности, шпионажа вызывали непременный интерес английской публики. При этом в Англии не существовало традиционной ненависти к Германии2. К немцам относились с уважением как к народу, этнически самому близкому к англичанам3. "Но в течение нескольких лет недоверие и подозрения, которые нашли отражение на страницах периодической печати и выливались в различные колкости и обвинения, задевали национальную гордость Германии", - писал известный журналист Ф. Гиббз4. Успехи, которые продемонстрировала британская пропаганда в конструировании образа врага во время войны, не могли возникнуть на пустом месте.
На общественные настроения в Великобритании сильно повлияла южноафриканская кампания, вызвав болезненную реакцию на критику со стороны периодической печати континентальных стран. Во время англо-бурской войны немецкое общество, особенно интеллектуальная элита и пресса, выступило с резкой критикой в адрес Вел ...
Читать далее