На обложке книги Людмилы Тригос "Декабристский миф в русской культуре"1 указано, что ее работа является "первым междисциплинарным обращением к мифологическому образу декабристов". Это утверждение не соответствует историографической действительности. Декабристский миф целенаправленно изучается с середины девяностых годов прошлого века. Непосредственно этой теме посвящены, в частности, исследования В. М. Боковой, А. В. Аникина, Я. В. Леонтьева, А. Л. Зорина, М. М. Сафонова2.
Ни одна из работ этого далеко не полного списка исследований декабристского мифа не упоминается в рецензируемой монографии. Такой подход особенно удивителен на фоне корректных ссылок на труды американских и британских исследователей русской и советской общественной мифологии. Пренебрежение выводами российских предшественников трудно объяснить неведением. Тригос дает "глухую" ссылку на монографию, посвященную изучению декабристского мифа Герцена ("История мифа". СПб. 2006 - см. р. 191, без упоминания в библиофафическом списке и в именном указателе), в которой все эти работы названы.
Неужели перед нами очередное проявление колониальной идеологии "ориентализма"3 (Э. Саид), когда русские исследователи воспринимаются исключительно в качестве поставщиков фактологического сырья? Между тем туземцы тоже думают над поворотами своей истории. Кроме того, безосновательное заявление об очередном "открытии Америки", разрушает благородный миф Запада, включающий уважение к научному приоритету коллег, честную конкуренцию идей.
Отвлекаясь от сенсационного "первооткрывательского" налета, отметим, что Тригос удалось детализировать и тем самым обогатить ряд бытующих в историографии представлений о декабристском мифе, занимающем "центральное место" в мифе русской культуры и структуре национальной идентичности (p. viii). Исследовательница поставила перед собой амбициозную задачу показать на примере мифологизации истории декабристов, каким образом "литература формирует культурное сознание и историче ...
Читать далее