Ключевые слова: религиозный опыт, традиция, обычай, память
Т. М. ГАВРИСТОВА, Доктор исторических наук
Е. В. СПИРИДОНОВА, Кандидат исторических наук Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова
Изучение религиозного опыта, сложного и противоречивого (личного и публичного), вписанного в разнообразные контексты (социальный, психологический, культурный, исторический, философский), в XX в. происходило преимущественно за рубежом. В СССР (и в России) исследование культов и религий велось с позиций жесткой критики, хотя случались "прорывы". К их числу можно отнести труды Д. Е. Еремеева, В. В. Малявина, Е. А. Торчинова [2], приходящиеся преимущественно на начало 1990-х гг. - короткий период либерализации отечественной гуманитарной науки.
Коллективная монография (именно так анонсирована книга ее создателями) "Религиозный опыт народов Тропический Африки: психологический и социокультурные аспекты" (М., ИАфр РАН, 2012. 268 с, с илл.) вышла в свет в период актуализации религиозной тематики. Ценность исследования очевидна в силу его неразрывной связи с проблемами трансформации общественного сознания в условиях глобализации, демократизации и ряда других процессов, которые на рубеже веков (и тысячелетий), на рубеже эпох затронули не только человечество (и общество) в целом, но и конкретных людей.
Термин "религиозный опыт" вместе с присущими ему коннотациями многогранен, о чем подробно пишут авторы книги (Л. А. Андреева, А. А. Пелипенко, Н. А. Добронравии, А. Д. Саватеев, А. Н. Мосейко), опираясь на опыт предшественников. Их заслугой стало намерение уйти от принятых ранее в ученой среде методологических установок исследования религиозных практик как традиционно- и социально-обусловленных. Религиозный опыт (духовный, мистический и т.д.) рассматривается в монографии в контексте общего и особенного, в лоне региональной и континентальной истории. Авторы (историки, философы, антропологи, филологи), преимущественно с позиций феноменализма, анализируют не только религиозную те ...
Читать далее