Состояние славяноведения в России в XIX - начале XX в. уже освещались в современной литературе1. Однако требуют более подробного рассмотрения особенности каждого периода развития этой науки, вызревание новых качеств, накопление и совершенствование методов исследования. При этом надо учитывать и то, что устаревающие выводы еще долго сохраняют свою силу, а иногда и заметно мешают развитию новых подходов. Конечно, даже не принимаемые современниками теории и концепции, подчас фантастические и даже надуманные, не были бесполезны для науки: они, с одной стороны, позволяют судить об уровне мышления и интеллекте людей в определенную эпоху, а с другой - сама полемика стимулирует поиск истины.
Первый период можно датировать временем от начала XIX века до реформ 60-х годов. В это время накапливаются знания о зарубежных славянах, формируется источниковая база славяноведения, изучаются материалы путешественников в зарубежные славянские страны, пресса и т. д. Создаются кружки лиц, интересующихся славянством, формируются библиотеки соответствующей направленности. Основное внимание при этом уделяется истории старославянского языка и его отношению с живыми языками. В этой области уже в 20-е гг. XIX в. были достигнуты результаты, имевшие большое научное значение, хотя в целом о славянских языках в России знали еще мало, а некоторые были вообще неизвестны. Сведения о славянских народах в целом оставались еще более скромными. Как писал А. Н. Пыпин, "в начале XIX столетия у нас не было человека (по крайней мере, нельзя указать этого в литературе), который был бы в состоянии перечислить правильно славянские племена, указать на карте мира их жительства и хотя бы самым общим образом обозначить их исторические отношения"2
К 30-м гг. XIX в. положение несколько меняется. Расширение высшего образования в России, создание новых университетов, организация научных обществ, расширение контактов с европейскими странами, знакомство с европейской культурой и многое другое способствова ...
Читать далее