Османский опыт сосуществования и сотрудничества народов, исповедующих разные религии, до сих пор мало изучен, а порою и искажен теми событиями, которые сопровождали распад османского имперского образования. Между тем он, как и любой другой, будь то положительный или отрицательный, исторический опыт, поучителен, а сосуществование народов, принадлежащих к разным религиозным конфессиям, до сих пор остается проблемой актуальной, болезненной и чрезвычайно значимой как для судеб всего мира, так и Российской Федерации. Османский опыт интересен для российского читателя еще и потому, что Османская и Российская империи развивались во многом синхронно. Л. Н. Гумилев объясняет это тем, что создание этих государственных образований произошло в результате одного и того же пассионарного взрыва [Гумилев, 1989]. Можно по-разному относиться к теории Гумилева, принимать или не принимать его точку зрения, но синхронность и сходность многих проблем, встававших перед этими государствами в период их формирования и развития, бесспорны и порою удивительны. И в Османской империи, и в России в один государственный организм оказались включенными народы разной конфессиональной принадлежности. Основные конфессиональные группы в обеих этих странах были одни и те же - православные христиане и мусульмане, но руководящую роль играли разные конфессии. Россия воспринималась как страна православная, наследница Византии, Третий Рим. Османская империя считала себя землей ислама, османские воины несли ислам в мир неверных, но в то же время империя также восприняла многие византийские традиции, в том числе и опыт построения межконфессиональных отношений. Каждой из этих империй приходилось искать свое собственное решение проблемы сосуществования разных религий. И если бы они его не нашли, то не смогли бы столетиями существовать как великие державы. Понятно, что одного завоевания и насилия для государственного строительства недостаточно. Должен был быть и некий позитивный опыт.
Тюркское население стало замет ...
Читать далее