Основополагающей мыслью В. И. Ленина относительно роли рабочего класса в культуре была та, что рабочий класс должен принимать "самое главное участие" во всем деле народного просвещения "как в лице своего авангарда, коммунистической партии, так и в лице всей массы всякого рода пролетарских организаций вообще"1 . После победы социалистической революции на борьбу за новую культуру поднялся весь трудовой народ, понимая' ее не как роскошь, некое "украшение жизни", с которым можно подождать, а как необходимое условие построения социализма. Много лет подавлявшееся царизмом стремление к творчеству бурно вырвалось наружу. 1920-е годы стали временем гигантского культурного сдвига в масштабе всей страны, "соединения масс с культурой". Н. К. Крупская писала: "Революция подействовала самым сильным образом на эмоциональную сторону жизни, пробуждая в массах ряд порывов, ряд неясных, неосознанных чувств. Отсюда и тяга к искусству, отсюда и стремление изобразить при помощи искусства то, что делается в душе"2 . Это движение не было стихийным. Оно имело, в частности, достаточно четко выраженные организационные формы в виде множества различных объединений пролетарской культуры3 .
Наиболее массовой культурно-просветительной организацией пролетариата стал Пролеткульт4 . Возникнув накануне Октября, он в первые годы Советской власти пред-
1 Ленин В. И. ПСС. Т. 41, с. 336.
2 Крупская Н. К. Педагогические сочинения. В 10-ти тт. Т. 7. М. 1959, с. 81.
3 В 20-е годы оформился ряд литературных пролетарских объединений: "Кузница" (возникла в 1920 г.), "Молодая гвардия" (1922 г.), "Рабочая весна" (1922 г.), "Октябрь" (1923 г.), Всероссийская ассоциация пролетарских писателей (ВАПП, 1921 г.), Московская ассоциация пролетарских писателей (МАПП, 1923 г.), Всесоюзное объединение ассоциаций пролетарских писателей (ВОАПП, 1928 г.), Российская ассоциация пролетарских писателей (РАПП, 1928 г.) и др. Аналогичные объединения возникли в области изобразительного искусства: Ассоциация художников революци ...
Читать далее