Публикации на русском языке, посвященные йезидизму, можно пересчитать по пальцам. Последней работой в данной области явилась развернутая рецензия (по сути, статья) А. А. Семенова, включающая перевод и комментирование двух ключевых священных йезидских текстов -"Книги откровения" ("Китаб-е джилве") и "Черной книги" ("Масхаф-е раш") [Семенов, 1927]. В этнографической монографии Рашада Сабри Рашида, посвященной курдам, йезидам отведена одна из глав [Рашад Сабри Рашид, 2003]. Однако попытки полноценного исследования йезидизма в России до сих пор предпринято не было, чего нельзя сказать о западных исследованиях (из новых работ см. монографии [Allison, 2001; Kreyenbroek, 1995], рассматривающие как историю йезидизма, так и его современное состояние).
Образовавшийся в отечественной йезидологии досадный пробел призвана восполнить рецензируемая монография. Книга состоит из трех глав и нескольких приложений. Первая глава посвящена происхождению йезидизма. Дается описание йезидских священных текстов - "Китаб-е джилве" и "Масхаф-е раш"; на материале йезидских клятв и молитв рассматривается йезидское представление о Боге; приводятся биография главного йезидского реформатора XI в. Шейха Ади и его идеи. Автор пытается реконструировать основные архетипы йезидизма - образы павлина (Малаки Тауса) и барана. Поклонение павлину вызывало массу разногласий среди исследователей. Особенно важна его роль в священной йезидской истории: помогая Богу созидать творение, он, однако, отказался поклониться созданному Творцом человеку, за что был низвергнут. Особый интерес представляет исследование современных вариаций изображений культовых символов йезидскими художниками. Далее разбираются религиозные предписания и запреты, играющие в практике йезидов колоссальную роль, обряды инициации, которые сравниваются с обрядами посвящения в зороастризме и ведийской религии. Интересным является описание йезидских религиозных праздников, сопоставляемых автором с зороастрийскими гахамбарами. В конце главы дается ...
Читать далее