В традиционных хозяйственных занятиях русских, как и других восточно-славянских народов, на большей части территории их расселения животноводство занимало второе по значимости место после земледелия. Этим и обусловлена широта комплекса представлений и животноводческих обрядов в народном календаре русских. Апотропейные и продуцирующие обряды приурочивались почти ко всем календарным циклам. Животноводческие ритуалы традиционно рассматриваются этнографами в контексте того или иного празднично-обрядового цикла, в то время как народный календарь представляет собой сложную структуру в которой отдельные компоненты часто существуют относительно автономно. В первую очередь это относится к ритуалам, связанным с производственными циклами - обработкой льна, прядением и ткачеством, земледелием, а также животноводством. В настоящей работе предпринята попытка охарактеризовать животноводческие ритуалы народного календаря как единый годовой цикл, проанализировать их внутреннюю организацию и структуру. Исследование проводится на примере русских традиций Пермского Прикамья.
Как известно, многообразие русской традиционной культуры обусловлено расселением русского этноса на огромных пространствах Евразии, которое сопровождалось формированием локальных особенностей. Культура русских Прикамья складывалась на основе традиций переселенцев с Европейского Севера России XVII-XVIII вв. Этим объясняется близость прикамского культурного комплекса северно-русскому. В результате адаптации к особенностям природно-климатической среды и сложившимся особенностям хозяйствования традиции переселенцев приобрели в Прикамье специфические черты. Кроме того, особенностью Прикамья является многочисленность старообрядческого населения, что также не могло не повлиять на судьбы традиционной культуры, прежде всего сохранения некоторых ее архаичных комплексов. В целом общность северно-русской основы населения определила относительную однородность традиционной культуры русских Пермского края.
Основными источниками д ...
Читать далее