В России, как и в других странах бывшего СССР, этнология (этнография) оказала и оказывает огромное воздействие на общество, включая государственное устройство, идеологию и политику. Этнография имеет постоянную позитивную миссию в отношении а) содействия сохранению преемственности человеческого опыта и знаний (из этнографических трудов современный человек черпает очень многое - от хозяйственных, врачебных и кулинарных рецептов до стилей музыки и украшений), б) удовлетворения запросов людей в обращении к культуре своей группы с целью поддержания или конструирования своей групповой идентичности (этнографические работы содержат сведения о "происхождении", "родстве", культурных героях и прочем багаже групповой памяти), в) просвещения человека относительно культурных различий и культурного многообразия мира (этнографы просвещают не только посетителей музеев, но и искателей экзотики, т.е. они удовлетворяют людскую любознательность).
Гораздо более противоречив, однако, послужной список этнографии в отношении взаимодействия с политикой, ибо а) наша наука по своей природе националистична, она придает преувеличенную значимость - или, можно было бы сказать, характер "эксклюзивной" значимости - тому, что является лишь одной из форм идентификации человека (этнокультурные отличия), и принижает роль других групповых форм социально-культурной идентификации человека (по государству, религии, местному сообществу и т.д.), б) в качестве одного из "соавторов" отечественная этнография помогла реализации советского проекта строительства этнонаций и способствовала так называемым национальным движениям периода распада СССР и последующего времени, в) постсоветская этнография ставит барьер на пути восприятия России как национального государства и признания не только гражданско-политической, но и историко-культурной общности россиян как единого народа или нации.
Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что этнографы способствовали многим позитивным действиям политиков и управленцев, сообщая об уг ...
Читать далее