Одной из особенностей революционного движения в России в XIX и в начале XX в. было широкое и активное участие в нем женщин, преимущественно молодых. В то время как в Англии, Франции, Германии и других западноевропейских странах подавляющая масса женщин ограничивалась домашним хозяйством и была слабо затронута революционным движением, иную картину представляла дореволюционная Россия. Здесь женщины наряду с мужчинами разделяли все опасности и страдания, связанные с борьбой за лучшее будущее своей Родины. Я принимал тогда активное участие в революционной борьбе и не раз при этом встречался, обменивался мнениями и опытом, совместно действовал как с рядовыми, скромными, но убежденными ее участницами, так и с выдающимися деятельницами, накопившими большой жизненный и политический опыт. Здесь были разные характеры, различные формы борьбы и неодинаковые судьбы. В моей памяти особенно ярко запечатлелись образы трех женщин - Инессы (Елизаветы Федоровны) Арманд, Л. А. Воскресенской и В. Н. Фигнер. До известной степени они могут служить примерами различных типов русских женщин-революционерок.
В связи с ранним периодом, рубежом XIX - XX вв., передо мной встает образ Инессы Федоровны Арманд. Я познакомился с ней, будучи 18-летним юношей, через своего товарища, активного посетителя передовых кружков Владимира Евгеньевича Арманда, который был ее мужем. Это был сын заводчика, приехавшего из Франции и открывшего крупную фабрику в с. Пушкино Московской губернии.
С юных лет Инесса Федоровна страстно занималась самообразованием, но не была удовлетворена обеспеченной созерцательной жизнью. Ее влекла к себе общественная деятельность. Однако участие в легальных благотворительных и просветительных обществах не могло отвечать ее духовным запросам. В. Е. Арманд уже был знаком с учением Маркса и Энгельса, поддерживал связи с революционерами и сам постепенно втягивался в политическую борьбу. Своими взглядами он делился с женой, которая нашла в них желанную идейную опору, отвечавшую ее запроса ...
Читать далее