Во многих отношениях замечательной книге известного отечественного антиковеда И.М. Дьяконова (оставшейся, к сожалению, незаслуженно незамеченной) новое истолкование получили многие фундаментальные вопросы стадиальной теории общественно-экономического развития от древности до современности. Говоря, в частности, о становлении новой системы производственных отношений, И.М. Дьяконов указывает как на абсолютное условие для этого "введения принципиально новых технологий, в особенности технологии производства оружия" (2). Если кому-то и покажется, что это утверждение всего лишь труизм, то хотелось бы предостеречь от поспешных выводов. В сущности, не порывая с марксовой парадигмой исторического процесса, т.е. рассматривая его как проявление естественного "хода вещей", И.М. Дьяконов видит самый существенный недостаток исторической теории Маркса, "одного из великих учений прошлого столетия", в том, что она, подобно многим другим "продуктам" общественной мысли от иудаизма до Огюста Конта и Джона Стюарта Милля, была пронизана позитивизмом, идеей последовательного улучшения человечества. А это, замечает И.М. Дьяконов, находилось в кричащем противоречии со сформулированным еще в 40-х годах XIX в. законом сохранения энергии. "Ничем не ограниченный, вечный прогресс (предполагающий, конечно, затрату энергии), - резюмировал И.М. Дьяконов, - есть случай вечного двигателя и противоречит этому основному закону природы. И в этом заключается надежда человечества, поскольку "неограниченный" технологический прогресс уже привел человечество на грань экологической гибели, чего не предвидели ни Маркс, ни другие мыслители истекших полутора веков" (3).
Прогресс в производстве оружия уничтожения в перечне достижений XX в., занимающего одну из верхних строк, по мнению И.М. Дьяконова, оказывает непосредственное влияние на "смену производственных отношений", но, конечно, не на безвозмездной основе. И в самом деле, цена прогресса в этом смысле порой становится совершенно непомерной, обращая в свою п ...
Читать далее