В любой общественной системе учреждения государственной безопасности подчинены верховной власти, не только ее идеологии и политике, но и прямому управлению. Тем не менее они обладают правом на самостоятельное мнение в анализе и оценке различных событий и ситуаций, имеющих отношение к их функциям. При этом, естественно, информация высшей власти об этих событиях и ситуациях, как и о породивших их факторах, является прямой обязанностью госбезопасности, независимо от того, чем они были вызваны - действиями враждебных сил или самой власти, ее политикой. Советская система госбезопасности, складывавшаяся в условиях гражданской войны, с самого начала существования была ориентирована на максимально полную информацию обо всем, происходившем в стране, прежде всего о всем враждебном и неблагополучном, особенно в положении населения, его настроениях и отношении к власти. В 1919 г., в разгар гражданской войны, ВЧК требовала от своих местных организаций "своевременной полной осведомленности Центра о положении на местах...". При этом речь шла даже о том, чтобы "методом статистического исследования выяснить действительные причины создающегося положения РСФСР и устанавливать постоянно действующие условия развития того или другого явления, частую повторяемость этого явления и зависимость одних явлений от других" 1 .
Функциональное предназначение сообщать государственному руководству обо всем случившемся, в особенности негативном, предопределило мощный рост информационной службы в ВЧК и ОГПУ, оформленной в самостоятельный Информотдел, поставлявший почти ежедневные сообщения о политическом положении по всем районам страны, с постоянным дополнением сведениями о состоянии промышленности, сельского хозяйства, финансов, кооперации, армии и т. д. Тематические сводки дополнялись справками, докладными записками, а с 1922 по 1930 г. и ежемесячными "Обзорами политического и экономического положения республики" (с 1923 г. - СССР).
Объем поступавшей наверх информации достиг максимума в 1930 г., ...
Читать далее