Изучение ислама в нашей стране становится все более многообразным и разноплановым. Это объясняется целым рядом причин, из которых прежде всего небывалая ранее политизация ислама и мощный подъем под его флагом многочисленных массовых движений в афро-азиатском мире, в том числе там, где мусульмане большинства не составляют. Но рост интереса к исламу во всем мире порожден также и тем, что в наши дни, на грани XX-XXI вв., Восток и Запад стали ближе друг к другу во многих отношениях - экономическом, политическом, социальном, научном, одновременно ощутив потребность в более глубоком и детальном практическом знании друг друга. И поскольку из всех цивилизаций Востока именно ислам наиболее долго и успешно сопротивляется "вестернизации", он, естественно, привлекает к себе наибольшее внимание. Не говоря уже о том, что количество его приверженцев непрерывно возрастает и ныне составляет примерно 1.5 млрд. человек.
Новый, как его называют во многих странах ислама, "возврат к истокам" в наши дни вызван, помимо целого ряда исторических причин, в первую очередь продолжением в рамках так называемой глобализации экспансии Запада на Восток в хозяйственной, технологической, финансовой, военной, духовной и иных сферах. Модернизация быта, нравов, общественных связей между людьми, их повседневной жизни на деле слишком часто оборачивается подрывом авторитета ислама и его традиций, деморализацией общества, болезненной ломкой его экономических и социальных связей, а также менталитета и вековых обычаев мусульман. Прямым результатом приспособления мусульманских социумов к требованиям модернизации и законов мирового рынка часто являются высокие темпы разорения крестьянства и обильное пополнение социальных низов города катастрофически быстро увеличивающейся массой сельских маргиналов. Более половины их навсегда остаются безработными, что превращает города мусульманского Востока в социальный пороховой погреб.
Это оборачивается не только ростом политической и прочей напряженности в самих странах ис ...
Читать далее