Взаимоотношения между крестьянами различной этнической и конфессиональной принадлежности в средневолжской деревне конца XIX - начала XX столетий - тема необычайно объемная, весьма деликатная. Ее специфичность обусловлена тем, что она, как никакая другая, "заземлена" на полную драматизма современную реальность. Обращение к историографии проблемы показывает, что выбранный для рассмотрения сюжет относится к числу тех, которые в силу известных причин в сравнительно недавнем прошлом изучались избирательно. К настоящему моменту в историко-этнографической литературе этноконфессиональная ситуация среди крестьян на рубеже XIX-XX столетий предстает как свободная (или почти свободная) от трений на этнической и конфессиональной почве. Настоящая статья - попытка описать место этнического и конфессионального компонентов в повседневной жизни средневолжской деревни рубежа двух веков. Территориальные рамки предпринятого исследования ограничены двумя губерниями региона - Казанской и Симбирской.
Народы Среднего Поволжья - русских, мордву, марийцев, удмуртов и чувашей -можно рассматривать как разные типы этносов. Русские в Российской империи являлись государствообразующей общностью. Их социальную структуру можно считать развитой, и в данном плане великороссы выделялись на фоне своих поволжских соседей. Коренные же народы в силу драматической исторической судьбы вступили в эпоху капитализации "крестьянскими", хотя в прошлом и им была присуща достаточно сложная, иерархически организованная социальная структура и они находились на предгосударственной ступени общественного развития. Историческое развитие народов предопределило их место в общественном производстве, степень урбанизации и уровень культуры (Николаев 1990: 74 - 96).
Воспроизведение этноконфессиональной ситуации в средневолжской деревне обеспечивала система социализации. Этнокультурная среда, куда все глубже по мере взросления погружался ребенок, окончательно прививала национальное и религиозное самосознание. Первые установки ...
Читать далее