Возникновение национально-освободительного движения в Бирме в конце XIX - начала XX в. явилось закономерной реакцией на установление в стране английского колониального господства. Постепенно формировался национализм складывавшейся бирманской буржуазии, важным идейным источником которого был буддизм. В условиях Бирмы он выступает не просто как религия, но и как система философских идей, политических и правовых норм, пронизывает жизнь миллионов людей. Примерно к этому времени относится создание передовыми представителями мелкой буржуазии и монашества молодежных буддийских ассоциаций, на базе которых в 1906 г. возникла первая в стране общебирманская религиозно-просветительская организация - Ассоциация молодых буддистов Бирмы (АМББ). Стремясь стать на сторону трудящихся, на защиту его духовных и национальных традиций, ассоциация содействовала формированию национального самосознания, усиливая антианглийские настроения в бирманском обществе. В низших слоях буддийского духовенства пробивали себе дорогу антиимпериалистические настроения, субъективной основой и формой проявления которых были идеи буддийского гуманизма. Это был ранний период формирования мелкобуржуазных идей национально-освободительного движения, являвшихся стихийным ответом на режим колониального угнетения.
Великая Октябрьская социалистическая революция в России оказала глубокое идейное и политическое воздействие на народы Азии, в том числе Бирмы. В стране возникали патриотические организации, усиливалось студенческое движение, из которого впоследствии вышли многие видные общественные и государственные деятели Бирмы. В 1920 г. АМББ была преобразована в Генеральный совет бирманских ассоциаций (ГСБА), ставший влиятельной антиимпериалистической организацией. Важным рубежом в развитии идеологии национально-освободительного движения в Бирме было начало 30-х годов, когда антиколониальное движение начало принимать массовый характер. Наиболее крупным событием было крестьянское восстание 1930 - 1932 годов1 . Оно пот ...
Читать далее