Происходившие во второй половине XX в. процессы этнического возрождения не обошли стороной и латиноамериканский регион, дав импульс признанию автохтонного населения в качестве одного из полноправных элементов политической, социальной и культурной жизни континента. Однако сегодня видно, насколько глубоки исторические корни экономических и социокультурных проблем этой части населения и что вопрос о его полноценной интеграции в рамках современных государств продолжает сохранять остроту.
Образование по праву считается одним из наиболее важных механизмов, с одной стороны, социализации и адаптации представителей этнических меньшинств, в том числе коренного населения, и сохранения их этнокультурной идентичности - с другой. Цель данной работы - изучить историю развития образования коренного населения Мексики, затронув современное состояние проблемы.
Источниками исследования послужили тексты мексиканских нормативных документов (конституция, законодательство в области образования), национальные планы развития на 2001 - 2006 и 2007 - 2012 гг., отчеты о работе государственных учреждений, занятых вопросами коренного населения, и статистические данные о деятельности этих учреждений, учебные планы и программы курсов в сфере образования коренного населения, материалы периодической печати.
По данным Комиссии по развитию коренных народов в 2012 г. численность коренного населения Мексики составила около 15 млн. человек1, при общей численности населения в 101 млн. человек (по данным переписи 2010 г.). Отличительная черта коренного населения Мексики - чрезвычайное этнолингвистическое разнообразие: наряду с испанским, в Мексике официальными признаны 62 коренных языка. Хотя традиционно есть штаты с особенно высокой долей коренного населения (Чиапас, Оахака, Герреро), в целом оно равномерно распределено по территории страны.
Уровень образования коренного населения продолжает оставаться невысоким. Достаточно привести некоторые данные статистики. Так, 4,3% корен ...
Читать далее