В многообразном творческом наследии Лян Цичао отсутствуют труды, специально посвященные национализму. Но, хотя систематического изложения своего понимания национализма он не оставил, ему неоднократно приходилось обращаться к этой теме при рассмотрении иных вопросов. Несомненно, мыслителя настолько волновала судьба своих соплеменников и отечества, что он вполне закономерно "вышел" на национализм, в котором увидел идеологию, "спасительную" для Китая. Кстати, тот факт, что молодой Лян Цичао избрал одним из своих псевдонимов образ Глотателя Льда (Инь Бин, или Инь Бин-цзы) уже говорил о его внутренней "предрасположенности" к национализму. Чжан Илэй замечает, что избрав это вымышленное имя, Лян Цичао хотел "выразить [в нем] чувство жгучей (цзяочжо) тревоги за судьбу отечества" 1 (это внутреннее горение души как бы "гасилось" глотанием льда). Видимо, именно это чувство стало одним из тех стимулов, которые (в совокупности) способствовали формированию его националистических убеждений.
Проблематика национализма полнее всего представлена в текстах Лян Цичао первой половины 1900-х годов. Именно тогда он стремился осмыслить проникавшее в Китай понятие национализма, объяснить китайскому читателю, почему ханьцам так необходима эта доктрина, столь популярная на Западе. В статьях, относящихся к данному периоду, Лян Цичао пытался определить (и освоить) теоретическую подоплеку национализма. Поэтому его справедливо считают "первопроходцем (сяньсинчжэ) теории современного китайского национализма" 2 . В то же время национализм Лян Цичао проявлялся и как особенность его общего отношения к самым различным проблемам. Поэтому в ряду теоретических умов Китая конца XIX - начала XX в. его по праву именуют также "националистическим мыслителем (миньцзучжуи сысянцзя)" 3 .
Настоящая статья знакомит с китайским национализмом в понимании Лян Цичао и с характерными проявлениями националистической позиции в его текстах разных лет. С учетом того, что некоторые идеи Лян Цичао, связанные с национализмом ...
Читать далее