Изучение народничества, его места в истории России прошло несколько стадий. До середины 30-х годов по этим проблемам развивалась свободная дискуссия, затем 20 лет народничество предавалось официальному осуждению как главным образом террористическое и враждебное марксизму течение, с середины 50-х до середины 60-х годов проходило бурное, самое плодотворное накопление знаний, были изучены организации народников, после чего начался преимущественно застой, сопровождавшийся тихой реанимацией сталинской линии: стали сдерживаться признания положительных сторон народничества, были случаи, когда по требованию Госкомиздата СССР слово "народничество" в названии книги заменялось на слова "разночинная интеллигенция". Лишь с середины 80-х годов открылась возможность нового подъема в изучении народничества. В целом после 20-х годов оценки народничества попеременно или в большинстве случаев базировались то на ленинской, то на сталинской концепции. В силу этого с ними предварительно и следует познакомиться.
Время примерно с 1861 по 1895 г. В. И. Ленин называл "разночинским или буржуазно-демократическим" этапом освободительного движения в России. Разночинцы принесли с собой характерную идеологию. "Господствующим направлением, соответствующим точке зрения разночинца, стало, - писал Ленин, - народничество"1 . Это определение обычно замалчивалось сторонниками сталинской схемы, поскольку оно, требуя признать, что народничество как движение и теория господствовало не с 70-х годов XIX в., а в течение всего второго этапа освободительного движения, ломало эту схему.
Классовую основу теории народничества - с самого начала стройной, цельной и последовательной - он видел в крестьянстве: "Крестьянская демократия - вот единственное реальное содержание и общественное значение народничества". Оно было нацелено на удовлетворение демократических требований крестьянства, то есть объективно на расчистку пути для свободного развития капитализма. Ленин назвал и основные черты, присущие этому движению: " ...
Читать далее