Н. С. Трубецкой как "парадигматическая личность" определил развитие "ряда концептуализированных областей гуманитарной науки", его интеллектуальное наследие включает лингвистическую, культурологическую и философско-историческую (евразийскую) составляющие [1. С. 8 - 9]. Предметом данной статьи являются воззрения Н. С. Трубецкого, развиваемые им в евразийском дискурсе.
Вопрос об эволюции российского евразийства в конце 1920-х - начале 1930-х годов весьма важен и получил определенное освещение в исследованиях последних полутора десятилетий [2 - 4], однако имеется еще немало сюжетов, которые нуждаются в дополнительных изысканиях. Тем более, что далеко не все архивные материалы по истории евразийства введены в научный оборот.
Важной вехой в истории евразийства стал 1929 год. События, произошедшие тогда, в общих чертах известны и справедливо обозначаются как "кризис евразийства" [5. С. 89 - 90], иногда даже как его "конец", а все, что происходило в евразийстве в 1930-е годы, называют "жизнью после смерти" [6. С. 762]. Насколько обоснована такая точка зрения?
В 1995 г. О. А. Казниной опубликовано интереснейшее письмо Н. С. Трубецкого П. Н. Савицкому от 8 - 10 декабря 1930 г. [5. С. 91 - 95], которое позволяет глубже уяснить изменение его отношения к евразийству, к "евразийскому периоду" собственного творчества.
Как известно, Н. С. Трубецкой, находясь в 1920-е годы среди евразийцев на сдержанных - более научных, нежели односторонне политических - позициях, вышел из евразийского движения в самом конце 1928 г., направив в парижскую газету "Евразия" (где возобладали левые тенденции) письмо, написанное 31 декабря и опубликованное 5 января 1929 г. Этот демарш произвел большое впечатление на евразийское сообщество. Через десятилетие, в 1938 г. П. Н. Савицкий в записи, сделанной для себя, назовет случившееся "капитуляцией" [5. С. 91]. А тогда, вскоре, в феврале 1929 г., как показывают архивные разыскания, пражские евразийцы направили Н. С. Трубецкому в Вену письмо (под которым ...
Читать далее