М. Наука. 1990. 319 с.
В работе доктора исторических наук Н. М. Пирумовой (Институт истории СССР АН СССР) прослеживаются истоки, становление и эволюция социальной доктрины М. А. Бакунина, ее воздействие на конкретную революционную практику. Бакунин предстает перед читателем как глубокий и оригинальный мыслитель. Будучи еще совсем молодым человеком, он не застыл в немой почтительности перед своим философским кумиром и интеллектуальной славой века - Гегелем. А позже в спорах с Марксом показал себя столь же строгим логиком и не менее тонким диалектиком, не останавливавшимся даже перед отрицанием своих собственных взглядов. Особенные симпатии к нему вызывали его настойчивые усилия, направленные на то, чтобы освободить общественную мысль от порабощения каким бы то ни было авторитетом, от пут разного рода абстрактно сформулированных теоретических схем. Основа столь решительной позиции Бакунина заключалась, и это убедительно показано Пирумовой, в его глубочайшей убежденности в том, что реальность богаче, многограннее и мудрее, чем любые представления о ней, и потому абстрактные идеи всегда оказываются бессильными перед возрастающим сопротивлением жизни, развивающейся по своим собственным, общественно- историческим законам. Вероятно, поэтому и не предусматривала революционная теория Бакунина детально разработанного плана будущего общественного устройства. Она содержала лишь самые общие наметки нового общества, представлявшегося ему в качестве федерации свободных производственных ассоциаций.
Пирумова стремится проанализировать в совокупности философские, этические, социальные и политические взгляды Бакунина. И это обоснованно, ибо только исходя из их взаимообусловленности и взаимодействия можно адекватно осмыслить его анархистскую теорию как целостную, логически стройную доктрину, каковой она и являлась по своей сути. И все же представляется, что поставленные в глубоком и увлекательно написанном исследовании задачи были бы решены полнее и основательнее, если бы главные нап ...
Читать далее