Являясь одним из основных организаторов новой системы образования в СССР, Н. К. Крупская внесла значительный вклад в становление и развитие социалистической культуры, просвещение советского народа. Недаром ее, по свидетельству А. В. Луначарского1 называли "душой Наркомпроса". Ее перу принадлежит около 3 тыс. работ - серия разнообразных трудов по актуальным вопросам коммунистического воспитания и культурного строительства. Ни одно из собраний ее сочинений не является полным. Меньше известны широкому читателю научная деятельность Надежды Константиновны, ее творческие связи с АН СССР, заслуги в популяризации и пропаганде научных знаний.
Н. К. Крупская пользовалась большим авторитетом в Академии наук. Ученые ценили ее как видного деятеля культуры, теоретика педагогики. Разработку проблем народного образования она начала еще в дооктябрьский период. Ее статьи и заметки по вопросам просвещения публиковались в нелегальной и легальной партийной прессе, педагогических журналах и газетах, как в России, так и за ее пределами. "Настанет время, - писала Крупская, - когда будет возможность создать такую школу, какая нужна подрастающему поколению. И надо будет уметь ее создать, а для этого нужен опыт, нужно, чтобы мысль заранее работала в этом направлении, чтобы ясно было, как браться за дело"2 .
В декабре 1913 г. "Пролетарская правда" поместила ее статьи "Маркс о воспитании", "Организация школьного дела", "Внепартийная школа", "К съезду народных учителей". Активно направлял ее творческую работу В. И. Ленин. В 1915 г. по его совету Крупская подготовила книгу "Народное образование и демократия", в которой осветила прогрессивное педагогическое наследие прошлого, изложила взгляды К. Маркса и Ф. Энгельса по вопросам политехнического обучения, перспективы его развития. После победы Великого Октября эта книга сыграла немалую роль в утверждении новой педагогики, воспитании учительских кадров, переходе их на сторону рабоче-крестьянской власти.
Талант Надежды Константиновны как ученого-о ...
Читать далее