Имя Николая Евлампиевича Кутейникова (1845-1906) широко известно в среде кораблестроителей и историков флота. Отдавший более 40 лет своей жизни кораблестроению, этот человек сыграл огромную роль в развитии отечественного флота. Оригинально мыслящий, не боящийся новизны, Кутейников был "генератором идей" Морского технического комитета в последней четверти XIX века. С октября 1895 по август 1905 г. Николай Евлампиевич занимал должность Главного инспектора кораблестроения. Как кораблестроителя его очень ценил вице-адмирал С. О. Макаров, отмечая, что Кутейников "всеми признается как самое авторитетное лицо по этой части как в теоретическом отношении, так и в практическом". В 1887 г. Николай Евлампиевич с П. Титовым строит на Франко-Русском заводе в Санкт-Петербурге на Галерном островке броненосец "Император Николай I". О том, что это было за строительство, можно судить по словам члена Парижской Академии Наук де-Бюсси, бывшего в то время директором кораблестроения французского флота и изучавшего приемы и методы русских кораблестроителей: "Я 48 лет строил суда французского флота, я бывал на верфях всего мира, но нигде я столь многому не научился, как на этой постройке" 1 .
Летом 1887 г. на строительство "Николая! " прибывает для стажировки А. Н. Крылов (1863-1945). Здесь он знакомится с Кутейниковым и пишет свою первую инженерную работу "Расчет башни броненосца "Император Николай I". В 1900 г. Крылов назначается заведующим Опытовым судостроительным бассейном в Петербурге. В создании этого бассейна, открытого в 1894 г., принимал участие Н. Е. Кутейников 2 .
В январе 1904 г. началась русско-японская война, и на Дальний Восток для командования флотом в Тихом океане был направлен вице-адмирал Макаров. 31 марта 1904 г. броненосец "Петропавловск", на котором находился Макаров, подорвался на мине и в течение полутора-двух минут затонул. Для обсуждения этого события Председатель Морского технического комитета вице-адмирал Ф. В. Дубасов назначил заседание особого совещания МТК. ...
Читать далее