Мотив бури, грозы имеет устойчивый круг значений в русской литературе. Одно из них связано с темой возмездия. Божьего гнева, наказания за совершенный грех. Другое - со всякого рода жизненными катастрофами, человеческими драмами, переломными моментами в судьбах героев. Нередко мотив разыгравшейся стихии (буря, метель, наводнение) сопровождает сюжетные эпизоды, в которых изображаются взрыв человеческих эмоций, бунт в душе героев, социальные потрясения.
Этот мотив не является исключительно тургеневским. Однако писатель довольно широко использует его, это один из "сквозных" символов в его творчестве.
Тяготеющий к символическому выражению художественной мысли, Тургенев придает общезначимым символам индивидуально окрашенное содержание.
Мотив грозы писатель часто связывает с темой любви. Так, в повести "Первая любовь" используется традиционный прием: проводится параллель между картиной природы и психологическим состоянием героя. За описанием дальней грозы следует признание влюбленного юноши: "Я глядел на немое песчаное поле, на темную массу Нескучного сада, на желтоватые фасады далеких зданий, тоже как будто вздрагивавших при каждой слабой вспышке... Я глядел - и не
стр. 9
мог оторваться; эти немые молнии, эти сдержанные блистания, казалось, отвечали тем немым и тайным порывам, которые вспыхивали также во мне. Утро стало заниматься; алыми пятнами выступила заря. С приближением солнца все бледнели и сокращались молнии: они вздрагивали все реже и реже и исчезли наконец, затопленные отрезвляющим и несомнительным светом возникавшего дня...
И во мне исчезли мои молнии. Я почувствовал большую усталость и тишину..." (Тургенев И.С. Полн. собр. соч. и писем: В 28 т. М.-Л., 1960-1968. Т. IX. С. 28-29; далее только том и стр.).
Такая параллель устанавливает родство двух стихий - природной и человеческой (вспомним у Лермонтова: "Той дружбы краткой, но живой Меж бурным сердцем и грозой").
Психологическое состояние влюбленного юноши показано в движении - от бурных порывов чувства к душе ...
Читать далее