Битов А. Пушкинский дом М.: Вагриус, 2007 Моление о чаше. Последний Пушкин М.: Фортуна ЭЛ, 2007
"В жилах русской литературы течет кровь Пушкина", - сказал Набоков.
В самом деле, число русских писателей, вдохновлявшихся Пушкиным, писавших о нем, не поддается учету - имя им легион. Но ни в ком "донорство" Пушкина не сказалось так победительно, как в Андрее Битове - одном из наиболее приметных русских прозаиков последней трети двадцатого века. Его пушкиниана, несомненно, занимает самую вершину соответствующей тематической пирамиды. По уровню письма его пушкинские работы стоят сразу за работами Цветаевой и Набокова. По глубине проникновения в тему, по разнообразию интеллектуальной игры с текстами Пушкина Битов не уступает никому.
Об этом свидетельствует подавляющее большинство его произведений. И его первый роман "Пушкинский дом" (закончен в конце семидесятых годов, опубликован уже "после советской власти"), и его прелестная фантазия "Фотография Пушкина" (1990). И десятки статей, впервые собранных в книге "Статьи из романа" ("Советский писатель", 1986), и два его чрезвычайно интересных по замыслу и исполнению сборника комментированных текстов Пушкина за два важнейших в биографии поэта года (1825 и 1836), с отменным изяществом изданные "Независимой газетой": "Вычитание Зайца" (1993 и 2001) и "Предположение жить" (1999).
"Моление о чаше" примыкает к этому ряду. Оно и выстроено как раздумье писателя над откликами на две упомянутые его книги. Он вступает здесь в диалог со своими оппонентами из числа энтузиастов "народной пушкинистики". Реальны эти корреспонденты писателя или выдуманы, нам неведомо. Однако это не имеет к делу прямого отношения: важно лишь, что возражения их в деле понимания тех или иных фактов биографии или творчества Пушкина могут возникнуть у многих почитателей поэта. Да и всё, пожалуй, непреходящее значение жизненного труда Битова зиждется как раз на том, что он сумел выразить взгляд на Пушкина всего своего поколения ...
Читать далее