Ярмарочная торговля являлась одной из наиболее ранних форм оптовой и розничной торговли. По мере развития товарного производства она продолжала развиваться и совершенствоваться. Ее особенностями, по сравнению с другими формами торговли, являлись, в частности, кратковременность (период функционирования - от нескольких дней до нескольких недель) и четко оговоренная периодичность (как правило - один раз в году). В поселениях с христианским населением время проведения ярмарок обычно приурочивалось к религиозным праздникам, от которых они и получали названия - Рождественские, Спасские, Никольские и т.д.
Российское законодательство уделяло большое внимание ярмарочной торговле и в целом высоко оценивало ее значение. В частности, в "Регламенте или Уставе Главного Магистрата" от 16 января 1721 г. есть целая глава XVII "О ярмарках". Польза от их проведения в этом документе оценивалась следующим образом: "Первое, умножаются казенные сборы. Другое, споспешествуют оныя купецким и ремесленным людям в торгах и в ремеслах их. Третье, привозят отовсюду во внутренние, не при море лежащие города, всякие потребные товары, которых тамошние жители в дальных городах сыскивать, купить принуждены в цене с передачею. Четвертое, привозят же на те ярмарки из других мест всякие хлебные и харчевыя припасы, и лошадей и скот пригоняют на продажу, и от того везде торги и промыслы умножаются, а в народе происходит из того всякое довольство". Исходя из этого, Главному Магистрату надлежало "о умножении таких ярмарок и торгов в городах и уездах... иметь старание..."1.
В "Положении о пошлинах на право торговли и других промыслов" 1863 г. также существовал особый раздел III "О торговле ярмарочной и базарной". В нем, в частности, давалось такое определение ярмарки: "Ярмарки суть общие торги, на которых, в продолжение определенного времени, дозволяется вольная для всех состояний торговля всякого рода товарами"2. Таким образом, доступность и демократический характер ярмарок позволяли людям разны ...
Читать далее