После запрещения в 1822 г. Александром I тайных обществ русские подданные приобщались к масонству во время пребывания за границей, и только в 1906г. и позже некоторые из них сочли необходимым воссоздать масонские ложи на родине (1). Решающее значение при этом имели особенности данного периода истории России, общественной атмосферы того времени, эволюция взглядов интеллигенции и созданных ею в начале 900-х гг. политических партий.
Уже обращалось внимание на то, что масонские ложи стали воссоздаваться в условиях спада политической активности. Ни одна из партий не выдержала после поражения первой русской революции испытания на прочность, не избежала организационного кризиса, многократного сокращения численности, обострения внутренних противоречий. Некоторые либеральные партии прекратили существование. Все это порождало потребность в новых формах связи и взаимодействия (2). Одновременно правительство стремилось изолировать оппозицию, используя как репрессивные меры (отказ в юридической легализации оппозиционных партий, отстранение известных общественных деятелей от доступа к государственным и выборным должностям), так и апеллируя к традиционным ценностям и к исторической памяти народа (торжества по случаю 100-летия Отечественной войны 1812г. и 300-летия Дома Романовых). Ответом сил, ориентированных на либеральные ценности, и явилось возрождение масонства как исходного пункта в поисках иной модели и методов консолидации общества.
Своеобразие этого ответа заключалось не столько в обращении к другой, более близкой интеллигенции духовной традиции, сколько в установке на элитарный тип объединения. По свидетельству Н. В. Некрасова, подтверждаемому и другими источниками, "за численностью организации не гнались, подбирали людей морально и политически чистых, а кроме того и больше всего - пользующихся политическим влиянием и властью" (3). Отсюда необходимость выяснения персонального состава масонских лож - задача, трудно решаемая, ввиду узости круга источников. Авторы последни ...
Читать далее