В 1682 г. в столице Российского государства произошло одно из крупнейших городских восстаний "бунташного" XVII столетия. Движение служилых людей по прибору, поддержанных посадом, продолжалось в Москве и ряде других городов более семи месяцев и закончилось своеобразным "перемирием" с правительством. Многие современники посвятили этому восстанию свои записки. Написанные с разных позиций и содержавшие неравноценную информацию, они отразили нюансы основного идейного столкновения между правительством и восставшими. Сложность политической обстановки 1682 г., противоречия в сообщениях официальных документов, исходивших от сменявших друг друга правительств, наличие разночтений в версиях противоборствующих сторон, участие в публицистических столкновениях представителей разных слоев населения осложняют изучение содержания социально-политической борьбы.
Важным дополнением к сообщениям российских авторов о восстании 1682 г. служат записки современников-иностранцев. Московское правительство тщательно изучало отклики европейской прессы на эти события1 . Интерес к ним за рубежом сохранялся довольно долго в значительной степени благодаря сочинениям иностранцев, приезжавших в 1680-е годы в Россию. Произведения иностранных авторов, писавших уже во второй половине 80-х годов XVII в., в основном введены в научный оборот. К ним следует добавить "Московских времен и земель, гражданских чинов и церковное описание" и другие небольшие сочинения, не привлекшие еще внимания исследователей2 . Известны также сочинения польско-католических авторов, созданные непосредственно во время московских событий: два анонимных послания из Москвы (папскому нунцию при Яне III Ф. Мартелли и приложение к сочинению чешского автора Б. Таннера о польском посольстве в Россию 1678 г.); анонимный "Дневник зверского избиения московских бояр в столице в 1682 г.". Наряду с передачей некоторых интересных сообщений эти сочинения изобилуют фантастическими деталями и домыслами. Наибольшую ценность представляют современные ...
Читать далее