"Что же такое мещане? - писал один из русских публицистов в начале XX в. - Мещане составляют низший разряд городского населения. Большая часть населения состоит из мещан"1.
Город был многоликим по социальному составу. В нем проживали дворяне и чиновники, почетные граждане и купцы, крестьяне, военные чины, инородцы, иностранные подданные. Однако преобладало среди горожан мещанство, являвшееся коренным слоем городских жителей. На протяжении XIX в. мещанами являлись от трети до половины всех горожан. В конце этого столетия мещане составляли 44,3% жителей городов, в то время как дворян было 6,2%, купцов и почетных граждан - 2,4%, духовенства - 1%2.
Как известно, помимо мещан, в городах проживало много крестьян (около 40%). Но крестьяне в городе, оставаясь в своем сословии, в состав городского общества не входили. Сословия сохранялись как субъект правовой культуры; в пореформенном обществе "сословное начало сильно давало о себе знать"3. Сословия как основа его социальной структуры рассматривались при организации переписи 1897 года.
История мещанства в России - тема практически нетронутая в историографии. Изучение этого сословия, мелкобуржуазного по своей сущности, не укладывалось в рамки классового подхода, обязательного в советской историографии. К тому же в сознании значительной части интеллигенции мещанство воспринималось как определенная нравственно-психологическая модель поведения человека или тип мировоззрения - независимо от его сословной принадлежности. Известна резко отрицательная оценка мещанства А. М. Горьким, который называл его "идеологическим отравителем пролетариата"4. Н. А. Бердяев также считал, что "мещанство всегда бралось у нас как категория духовная и моральная, а не социально-экономическая. Мещанство есть, прежде всего, отрицание яркой, творчески оригинальной личности"5. Вообще антимещанство, неприятие мещанства как ментальное™, мешающей "движению к светлому будущему", - одна из традиционных тем русской литературы и публицистик ...
Читать далее