1. Проблема сущности евразийства
Что представляло собой евразийство? С каким образом мышления можно его сравнить, как его можно классифицировать? Было ли это консервативное течение в том смысле, какое придавалось этому слову Ж. де Местром? А может, это было движение дофашистское в том смысле, что предшествовало по времени и своеобразно препарировало идею, а, следовательно, сравнимое с немецким течением консервативной революции? Или это было тоталитарное направление общественной мысли? Правильный ответ на вопрос о характере этого значительного с интеллектуальной точки зрения небольшого в количественном отношении течения российской межвоенной эмиграции очень важен. Ведь речь идет не только об определении его сущности. Таким же значительным является определение масштаба и глубины влияния западных интеллектуалов на крайних антизападников. Это может быть одним из многих показателей преемственности российской эмиграционной мысли. Следует добавить, что евразийство является одной из потенциальных доктрин формирующейся современной российской официальной государственной мысли. Следовательно, правильное определение существа евразийства имеет чисто практический аспект.
2. Евразийство и консервативная революция
Немецкий исследователь российской общественной мысли Л. Люкс пишет, что особенно плодотворным может быть сравнение евразийства с идеей так называемой консервативной революции, которая сыграла значительную роль в истории Веймарской республики [1. С. 390- 391] 1 . Этим же путем пошел, несомненно, знающий эту публикацию А. Дугин [2]. И действительно, можно найти ряд сходных черт между евразийством и идеями немецкой консервативной революции. И первое, и второе провозглашено интеллектуалами - лицами, занимающими значительное место в духовных элитах своих народов. Достаточно здесь упомянуть философа Л. Карсавина, языковеда Н. Трубецкого, профессора географии в русском университете в Праге П. Савицкого, а с другой стороны философа политики К. Шмидта, А. Брука, писателя Э. Юнг ...
Читать далее