Раскопки конца XX в. на востоке и юго-востоке Турции дали новые материалы о культуре людей эпохи раннего неолита (IX - VIII тыс, до н.э.). Оказалось, что долговременные поселения здесь существовали уже у охотников и собирателей, а не у земледельцев. Обрядовые сооружения, скульптурные изображения из камня и глины указывают на почитание мифологизированных предков и животных.
Познавая свое общество и себя, люди всегда смотрели в зеркало природы. В окружающем мире их привлекало не только то, что способствовало поддержанию их физического существования, но и то, что позволяло понять себя через образы природы. Чем глубже в древность мы будем погружаться, тем более непосредственной будет эта связь. Особенно явно это прослеживается, в частности, по огромному количеству мифов американских индейцев, виртуозно проанализированных К. Леви-Стросом в его многочисленных работах 1 . В этих мифах человека индустриального общества поражают причудливые отождествления явлений жизни живых существ (вплоть до физиологических отправлений) и явлений природы. Говоря о корнях тотемизма, К. Леви-Строс отмечал, что отбор животных в символических классификациях определялся не столько отношением к ним как к объектам питания, сколько тем, что посредством их образов облегчались процессы осмысления мира.
Бесполезно сетовать на то, что исследователи "духовной жизни" носителей живых культур находятся в лучшем положении, чем исследователи культур древних, особенно дописьменных. Данных о древних культурах мало, потому с еще большим вниманием следует относиться к тем, что имеются в нашем распоряжении. При этом замечу, что методики интерпретации словесных текстов более разработаны, чем методы научной интерпретации предметов вещественных. С накоплением опыта раскопок и осмысления находок процедура раскопок становится все более сложной. Уже давно ушло в прошлое, по крайней мере, в передовых исследовательских школах, сосредоточение внимания на тех находках, которые информативны чуть ли не на этапе их извлечени ...
Читать далее