В годы Великой Отечественной войны через Баренцево и Белое моря проходило северное направление морских сообщений между СССР и союзниками1 . В Мурманск, Архангельск и другие порты прибывали транспорты с вооружением, промышленным оборудованием, стратегическим сырьем. Туда же поступали народнохозяйственные грузы по каботажным перевозкам - уголь, лес, руда и др.2 . Транспортные операции в северных водах осуществлялись в сложных условиях. Зимой, помимо постоянной угрозы нападений фашистских самолетов и кораблей, транспортам приходилось преодолевать льды. Ледовые проводки выполнял ледокольный флот3 . Среди тех кораблей, которые осуществляли эти операции, был и линейный ледокол "Ленин".
Биография его неразрывно связана с историей освоения Арктики и Северного морского пути. Построенный на русские деньги в Англии еще во время первой мировой войны, ледокол "Св. Александр Невский" был незаконно присвоен интервентами. Советскому правительству пришлось его выкупать. 3 августа 1921 г. в Эдинбурге в присутствии английских моряков и докеров, сочувствовавших Советской России, на судне был поднят красный флаг. Советское правительство удовлетворило просьбу экипажа о присвоении кораблю имени "Ленин". В навигации 1921 и 1922 гг. ледокол стал флагманом первых Карских товарообменных экспедиций. Затем он обеспечивал зимние проводки на Балтике. Много славных дел выпало на его долю в 30-е годы. На счету ледокола - проводки сотен морских и речных судов, спасение от гибели в Арктике ледокольного парохода "Малыгин" и лесовоза "Белоруссия".
В 1941 г. ледокол стоял на ремонте в Мурманске. Когда началась Великая Отечественная война, чтобы быстрее закончить доковые работы на судне, из членов команды были созданы ремонтные бригады. Моряки и судоремонтники трудились круглосуточно, и вскоре судно вступило в строй действующих кораблей Беломорской военной флотилии. Фашистские подводные лодки и авиация попытались сорвать арктическую навигацию 1941 г., потопив советские ледоколы. Наиболее тяжелым для эк ...
Читать далее