Изучение межнациональных историко-культурных связей украинцев и русских имеют давнюю и устоявшуюся историографическую традицию. Различные стороны этих связей уже привлекали к себе внимание исследователей. Что касается советской историографии, то при всех ее достижениях нельзя не отметить двух черт, обусловленных известными идеологическими установками. Это, во-первых, замалчивание (или, во всяком случае, приуменьшение) роли православной церкви и православия вообще в развитии этих связей, а во- вторых, особенный акцент на роли русской культуры в становлении культуры украинского народа и совершенно недостаточная оценка значения украинской культуры в развитии русской общественной мысли и русского искусства, особенно во второй половине XVII века. Как правило, советская историография подробно освещала лишь роль киевских ученых и школ (особенно Киево- Могилянской коллегии) в становлении и развитии просвещения в России XVII в., чем по большей части и ограничивалась. Мы, рассматривая эти вопросы подробнее, старались сосредоточиться не столько на новых, неизвестных ранее данных и источниках, а на новой группировке и целенаправленном анализе уже известных в науке явлений и событий, о новом их толковании.
В ходе освободительной войны украинского народа под руководством Богдана Хмельницкого стало окончательно ясным, что избежать окатоличения (а, следовательно, и полонизации!) Украина в одиночку не в состоянии. Православие же для Украины в то время означало не только самостоятельность в выборе веры. Это был не только конфессиональный вопрос. Верность православию означала для Украины сохранение ее как страны и народа. Именно так понимал это и Богдан Хмельницкий, когда на Переяславской раде говорил 8 января 1654г.: "Бог освободил нас из рук врагов нашего восточного православия, хотевших искоренить нас так, что и имя русское не упоминалось в нашей земле". Неоднократно обращался Б. Хмельницкий к царю Алексею Михайловичу с просьбой об объединении с Россией, но Москва не спешила с при ...
Читать далее