Одним из самых актуальных и остро дискутируемых аспектов позднеантичной истории является кризис римской идентичности1 и изменение ценностных ориентиров, стереотипов общества накануне средневековья. Трудно назвать изучение культуры Поздней Римской империи, или "состояние психики римского общества"2 новой и совершенно неизученной сферой, однако в последнее время существенно поменялся ракурс исследований. Историческая наука XVIII - начала XX вв., вслед за Э. Гиббоном, рассматривала этот период исключительно в категориях слома, разрушения, деградации и т. д.3. В XX в. одной из центральных проблем философии, социологии и психологии стала проблема идентичности. Философы, социологи и психологи подходили к ее решению с разных позиций, соглашаясь в том, что современное общество переживает серьезный кризис идентичности4. Актуальным стал поиск примеров аналогичного состояния общества в мировой истории. Яркую картину такого системного кризиса дает нам история позднеантичного или позднеримского общества. Одним из аспектов кризиса III в. и, возможно, одним из решающих факторов, определивших лицо позднеантичного мира, стал кризис римской идентичности.
III в. ознаменовался не только кризисом античного рабства или существенной трансформацией политической системы империи, но и ломкой всего социально-психологического строя, утратой некоего культурного "кода". Наличие деформационных изменений культурной идентичности и поиск путей их преодоления отчетливо прослеживается в исторических сочинениях данной эпохи5. "В латинской литературе от Сидония Аполлинария до Григория Великого отражается ментальный кризис, переживаемый тогда Западом, в процессе которого вырабатывалось новое осмысление королевской власти"6. Данный кризис заставил не только по-новому взглянуть на проблемы власти, но и обратиться к поиску ответов на извечные вопросы. Насколько многослойны и противоречивы процессы идентификации в культуре, настолько сложными и разнообразными оказались проявления этого кризиса на ру ...
Читать далее