Христианская вера проникла на Кавказ задолго до его активной колонизации Российской империей. Византийские, армянские, грузинские проповедники сделали немало для христианизации местных народов. Однако, к XVIII в. широкое распространение на Северном Кавказе получил ислам. Соперниками России в борьбе за сферы влияния в этом регионе являлись Персия и Оттоманская империя.
Желая создать себе социальную опору, власти еще в XVIII в. пригласили на Северный Кавказ немцев, принадлежавших к различным протестантским течениям христианства. Среди них имелись меннониты, реформаты, евангельские христиане.
К середине XIX в., когда Россия закончила военный этап колонизации Кавказа, необходимо было выработать новые шаги, направленные на окончательное "умиротворение" региона. Имперские амбиции, а также экономическая необходимость вынуждали царское правительство изыскивать средства для распространения своего влияния на Северном Кавказе. Не последняя роль отводилась изменению религиозно-национального состава этого региона. "Одной из мер для окончательного "покорения" и "усмирения" края являлась христианизация местного населения, водворение русскоязычного, христианского населения на дагестанских землях с перспективой создания численного превосходства христианского населения над мусульманским"1. В результате к середине 1870-х годов численность русского населения края достигала 1 млн. 110 тыс. человек, из них 58 тыс. сектантов2, которых удаляли из внутренних губерний России как "вредный элемент"3. Под термином "сектанты" понимались не только шалопуты, молокане, духоборы и др., но и протестантские группы баптистов и адвентистов, имевших наибольшую популярность среди русских крестьян православного вероисповедания.
В конце 80-х годов XIX в., с началом нового этапа в политике переселения русских и украинских крестьян в Дагестан (в основном из южных губерний - Киевской, Полтавской, Черниговской, Курской, Харьковской, Екатеринославской, Херсонской и Воронежской), количество ...
Читать далее