Изучение истории культурного развития доколхозной деревни опирается на большую историографию. Уже в работах 20-х годов, написанных видными деятелями партии и государства, руководящими работниками Наркомпроса и Главполитпросвета 1 , эта проблема рассматривалась на широком фоне социально-экономических и общественно-политических процессов. Тот же подход был реализован в конкретно-социологических обследованиях деревни, носивших общий и специальный характер 2 . В исследованиях того времени ставился ряд принципиально важных вопросов: влияние экономического развития крестьянского хозяйства на его культурный рост; тормозящее воздействие мелкотоварного сельскохозяйственного производства на духовный прогресс деревни, классовая борьба как фактор культурного развития; место и роль культурной революции в деревне в социалистическом преобразовании страны. В дальнейшем историография культурного строительства в деревне пошла по пути преимущественного изучения культурно-просветительной работы, ее форм и методов, а также истории ликвидации неграмотности. По этим вопросам имеется ряд серьезных работ 3 . Вместе с тем очевидно, что изучение данных аспектов проблемы раскрывает главным образом возможности, предоставляемые личности обществом. Процесс же реализации этих возможностей, степень и характер приобщения крестьянства к культуре изучаются пока слабо, многие перспективные направления исследования, намеченные в литературе 20-х годов и
1 Луначарский А. В. Задачи просвещения в системе советского строительства. Доклад на 1 Всесоюзном учительском съезде. М. 1925; Кравченко А. Г. Деревенские ячейки партии и культурная работа в деревне. М. 1925; Крупская Н. К. На третьем фронте. Статьи и речи. Ч. 2. Политико-просветительная работа. М. 1927; ее же. Ленинские установки в области культуры. М. 1934; ее же. Педагогические сочинения. Т. 7. Основы политико-просветительной работы. М. 1969; Луначарский А. В., Xалатов А. Б. Вопросы культурного строительства РСФСР. Доклады на XIV Всероссийском съезд ...
Читать далее