В традиционной Индии прочно утвердилось представление, закрепленное в правовых трактатах - дхарма-шастрах, что в отличие от дорогостоящего ритуала жертвоприношений и приближения адептов к сакральному, объединяемых многозначным словом "паломничество" (pilgrimage, pelerinage и т.д.) 1 тиртха-ятра (буквально "передвижение (ятра) к святому месту, находящемуся около воды") (тиртха) требует значительно меньше затрат, а потому является более доступным способом богопочитания, приносящим не меньшее, если не большее количество заслуг. В предисловии к переводу глав из знаменитого трактата "Тристхали-сету" ("Мост к трем священным городам") американский исследователь Р. Саломон пишет: "Паломничество, наряду с постами, обетами и другими подобными действами, считается в работах, посвященных тиртхам, альтернативой религиозной практике ведийского жертвоприношения. Более того, считается, что паломничество даже превосходит жертвоприношение, поскольку может быть совершено кем угодно - богатым и бедным, брахманом и шудрой" 2.
Ниже приводятся доказательства значительной дороговизны тиртха-ятры и подтверждается продуктивность выстроенной модели "кружения по святым местам", в современной Индии реализуемого автобусными турами по тем же самым сакральным точкам. Детальное описание путешествий-паломничеств, предпринятых в XIX в. Рагхунатх-равом Винцуркаром зафиксировано в трактате Ганеша Садашив-шастри Леле Тръямбаккара - "Сочинение о тиртха-ятрах" (1885 г.)3, уникальном источнике, позволяющем достаточно полно реконструировать стиль и способ передвижения к святым местам представителей княжеской верхушки, сохранивших в колониальной Индии - хотя и номинально - подотчетную им территорию небольших размеров и некоторую финансовую самостоятельность.
Рагхунатх-рав Винцуркар, он же Анна-сахеб, князь из скромного княжества Винцур4 в Западной Индии, располагавшегося недалеко от современного города Насика в Махараштре, родился в 1824 году. В 1835 г., в одиннадцатилетнем возрасте, его жени ...
Читать далее