Власть в эпоху глубокой архаики своеобразна. Первое, что бросается в глаза при ее изучении - зависимость вождя, носителя власти от трех категорий архаичного сознания: времени, пространства и чистоты. Конечно, эта зависимость представляет собой лишь рамки значительно более широкого круга ограничений, превращающих властелина в истинного раба своего положения, а последнее настолько сложно, что постоянно граничит со смертью, с ниспровержением и убийством. Вместе с тем в личности вождей воплощалась жизненная сила возглавляемого ими народа, его процветание. Они были как бы воплощением светлого начала бытия и находились под покровительством бога неба или солнца.
Об этих проблемах написано немало. В частности, богатый материал собран Джеймсом Фрезером в "Золотой ветви", серьезном и глубоком исследовании. Но есть и более современные работы, касающиеся природы власти в ранних государствах. И все же полностью связь власти с мифом не раскрыта даже в основных своих чертах, а это по многим причинам необходимо для понимания природы ранних государств.
В архаичных обществах, наряду с вождями, существовал второй центр силы - божества мрака, подземного мира. Но это были и люди, которых называли ведьмами или ведьмаками, колдунами или колдуньями, ведунами, олицетворявшими зло. Их считали разрушителями установившегося порядка жизни и боялись. Они похищали и пожирали души и тела людей, насылали болезни и голод. Этот второй полюс архаичного обществ таился во тьме и противостоял первому. Между двумя полюсами силы существовало зыбкое равновесие, но иногда люди мрака обретали огромную силу, а иногда, напротив, уничтожались, почти полностью исчезали. В последнее время, однако, они были на подъеме.
Подробно о месте вождя в африканских обществах южнее Сахары рассказывал видный сенегальский историк и лингвист Шейк Анта Диоп в своей нашумевшей книге "Негрские нации и культура". Правда, он ограничивался средневековыми государствами, возникшими в Западном Судане на месте древн ...
Читать далее