ВЛАДИСЛАВ КОНДРАТЬЕВ
КОРМАН С ПРОРЕХОЙ:
ОПЫТ ИССЛЕДОВАНИЯ НЕКОТОРОГО
“ИССЛЕДОВАНИЯ” РОМАНА БУЛГАКОВА
“МАСТЕР И МАРГАРИТА”
Роман М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” обладает столь сильной притягательной силой, что, раз в него погрузившись, невозможно избавиться от того сладостного яда, что приникает в твои жилы и становится частью тебя самого, как бы частью твоего личного опыта.
Как невозможно представить себе Сервантеса без “Дон Кихота” (“Дон Кихот” – не единственное, что создал Сервантес[1]), Гоголя без – “Мёртвых душ”, Шолохова – без “Тихого Дона”, так невозможно представить себе Булгакова без “Мастера и Маргариты”.
До самого последнего момента он не прекращал работу над своим шедевром, ставшим весьма заметным литературным событием XX века, – “Закатным романом”, – который ныне весь мир знает под названием “Мастер и Маргарита”, но который так и остался незаконченным. Последняя правка этого романа Булгаковым, по свидетельству исследователей его творчества[2], состоялась 13 февраля 1940 г.
Понятно, что роман, который стал огромным литературным (и не только литературным) событием XX-го века (в шутке, что человечество, после написания и опубликования “Мастера и Маргариты”, делится на две половины: на тех, кто читал роман, а также и тех, кто ещё не успел это сделать, но кому это счастье ещё предстоит испытать, – в этой шутке есть большая доля правды), привлекает такое громадное число желающих прокомментировать его, расшифровать, объяснить и разъяснить.
Наверное, нужно согласиться с выводом Виктора Лосева, что “видимо, такова уж сила булгаковского творения (в том числе и «мистическая»), раз она способна вызывать у исследователей и читателей страстную потребность высказать свою точку зрения по поводу замыслов, идей и содержания этого загадочного произведения”[3].
Вот только иной раз эти попытки “разъяснить Булгакова” очень уж бывают похожи на то, как “разъяснил” сову профессора Преображенского симпатичный пёс Шарик. Да, к огромному сожалению, не всегда уров ...
Читать далее