Ранняя этническая история Руси в Средние века была практически неизвестна в тех европейских странах, где не знали и не читали древнерусские летописи. Этому способствовали языковые и конфессиональные барьеры, разделившие Запад и Восток Европы на рубеже I и II тысячелетий нашей эры, ориентация западноевропейских книжников на латинскую традицию, их враждебное отношение к "греческой схизме" и достижениям интеллектуальной культуры тех стран и народов, которые придерживались
Карнаухов Дмитрий Владимирович, кандидат исторических наук, доцент Новосибирского государственного педагогического университета.
стр. 180
догматов Восточной Церкви. Некоторое преодоление этой замкнутости происходит лишь на рубеже Средних веков и Нового времени в рамках ренессансной историографии. В это время усилиями выдающихся историков, картографов, дипломатов и путешественников, представлявших разные страны Старого Света, история Древней Руси была "открыта" просвещенной публике Европы.
Ведущая роль в разрушении преград, разделявших пространство исторической памяти европейцев, принадлежала польским ученым, за которыми исторически закрепилась функция культурного посредничества во взаимоотношениях православного славянского Востока и католического Запада. Именно на страницах польских исторических сочинений позднего Средневековья и Ренессанса особое внимание уделялось вопросам этногенеза восточных славян, их взаимоотношениям с соседними народами, а также проблеме возникновения государственности на русских землях.
Ярким примером осмысления раннего периода отечественной истории в историографии эпохи Возрождения является оригинальная концепция происхождения Руси и Московии выдающегося польского интеллектуала XVI в. Мартина Кромера (Martin Cromer/Marcin Kromer 1512 - 1589).
Кромер родился в провинциальном городке Беч (Biecz), расположенном на юге Польши, в состоятельной мещанской семье немецкого происхождения. В 1530 г. он получил степень бакалавра "свободных на ...
Читать далее