В. Р. ФИЛИППОВ
Доктор исторических наук
Ключевые слова: Гвинея, политический конфликт, племенные междоусобицы, президентские выборы, социолингвистические группы
В Африке немало стран, которые раздираются племенными междоусобицами, многие втянуты в региональные конфликты. Есть страны, в которых народ страдал годами от деспотизма коррумпированных лидеров. Африканские государства, в которых много оружия, но мало хлеба, за минувшие полстолетия все же стремятся создать эффективные политические системы и построить гражданское общество.
Трайбализм, как раковая опухоль, поражает тела этих стран, порождая нескончаемые кровопролитные конфликты, острую борьбу за власть, клановость, непотизм, клептократию. Архаичное сознание, иллюзии "общности крови и почвы", тяжкое наследие прошлого сохраняют свою власть над умами и душами африканцев. Родоплеменная идентичность оказывается важнее и значимее, чем национальная солидарность и согражданство, а государство мыслится не как "общий дом", а как казарма, в которой вооруженная клиентела удерживает власть "своих". Формальные демократические процедуры приобретают лишь форму, которую, как расшитый золотыми позументами мундир, примеряют все новые и новые диктаторы. А обделенные властью вновь берутся за оружие, ибо только оно на Черном континенте может дать иллюзию безопасности.
Война становится образом жизни, а мобилизованная племенная идентичность - объединяющим символом групповых интересов, которые чаще всего лежат в материальной сфере. Дефицит политической культуры не позволяет осмыслить эти интересы как классовые, социально-профессиональные, не позволяет придать борьбе за них цивилизованный характер. В результате противостояние превращается в кровавую драку между "воображаемыми сообществами".
Гвинея, едва обретя независимость (1958 г.), пошла именно по этому пути. Однако многие годы ее первому президенту Секу Туре удавалось сдерживать "войну всех против всех", и страна производила впечатление островка относительной стабильности, которая, ...
Читать далее