К 450-летию со дня смерти Эразма Роттердамского была приурочена проходившая 25 - 26 июня 1986 г. в Москве Всесоюзная научная конференция "Эразм Роттердамский и культура его времени", организованная комиссией по проблемам культуры Возрождения при Научном совете по истории мировой культуры АН СССР совместно с Институтом всеобщей истории (ИВИ) АН СССР. В работе конференции участвовали историки, философы, искусствоведы и литературоведы Москвы, Ленинграда, Киева, Минска, Риги, Новгорода, Иванова и других городов СССР. Открыла заседание зав. сектором истории общественной мысли ИВИ АН СССР Л. С. Чиколини.
С докладом "Эразм Роттердамский и северное Возрождение" выступил А. А. Немилов (Ленинград). Он показал, что творчество выдающегося мыслителя, принципиально враждебное национальной ограниченности, оказало непосредственное воздействие на развитие национальной литературы и изобразительного искусства в Нидерландах, Франции, Германии и Англии.
Философское значение творчества Эразма охарактеризовал В. В. Соколов. Особое внимание он обратил на антиклерикальные идеи гуманиста. Хотя Эразм и не был атеистом, но осуждение им суеверий, высмеивание чудес, критика схоластов подготовили антисхоластические выступления Ф. Бэкона и Р. Декарта. В. М. Богуславский подчеркнул роль Эразма Роттердамского в развитии европейской скептической мысли XVI века.
В ряде докладов затрагивалась проблема влияния гуманизма XIV - XV вв., прежде всего итальянского, на идейное становление Эразма. И. Л. Григорьева (Новгород) показала, что знакомство с достижениями итальянского Возрождения и французского гуманистического движения во время первого пребывания Эразма в Париже (1485 -1499) способствовало секуляризации его мышления и переходу его от апологетики к осуждению монашеского идеала. И. Х. Черняк (Ленинград) отметил несомненное влияние толкований Нового завета итальянским гуманистом Л. Валлой на эразмовский перевод священного Писания. Л. М. Брагина проанализировала оценку Эразмом творчества представителе ...
Read more