К 40-летию Великой Победы
В годы Великой Отечественной войны Северный морской путь являлся важной транспортной коммуникацией, по которой осуществлялись военные и народнохозяйственные перевозки. Здесь определились две группы сообщений: внешние, по которым поступали грузы из Англии и США в СССР, и внутренние. Советским транспортным флотом было перевезено по внутренним коммуникациям около 2 млн. т грузов 1 . Этот морской путь делился на западный и восточный секторы. Границей западного служила условная линия от Баренцева моря до порта Тикси, восточного - от Тикси до Тихого океана. Из Онеги и Игарки вывозился лес, из Нарьян- Мара и Дудинки - уголь. В каждом секторе проводку судов регулировали штабы морских операций. В сложных условиях Севера арктическую транспортную проводку осуществлял ледокольный флот. Навигация длилась с июля по октябрь. Защищала коммуникации Беломорская военная флотилия 2 .
Одной из ярких страниц истории морских операций той поры является вывод ледоколов из Арктики в 1943 г. в составе конвоя "АБ-55" (т. е. Арктика - Белое море, конвой N 55). Характер деятельности этих ледоколов определялся сезонностью плавания в Арктике. В летнюю навигацию они выходили на трассу для оказания помощи транспортам, осенью возвращались в Белое море, где занимались зимними транспортными проводками судов. Немецкие подводные лодки и авиация настойчиво охотились за нашими ледоколами. Атаки вражеских самолетов и субмарин следовали одна за другой. Однако все попытки фашистов вывести ледоколы из строя не увенчались успехом. Это касается не только арктических конвоев 1941 - 1944 гг., но и союзных конвоев 1941 -1945 гг., в составе которых шли английские, американские и советские корабли из Атлантики в СССР и обратно. За время войны к нам прибыло 40 таких конвоев, вернулось 36. Для их защиты Северный флот совершил 838 выходов в море 3 .
Когда наступали перерывы в движении союзных конвоев, фашистское командование направляло значительное число своих подводных лодок для действий на ...
Читать далее