В последние годы в советской историографии значительно возрос интерес к предмету исторической науки, ее категориям и методам. Однако истоки исторического сознания изучены еще недостаточно. Существенным вкладом в исследование данной темы является книга доктора исторических наук А. И. Немировского1 .
Рассматривая произведения стран древнего Востока (Египта, Вавилонии, Хеттского государства, древнего Израиля), содержащие сведения по их истории, А. И. Немировский, как и многие современные востоковеды, не считает возможным говорить о существовании в этих странах историографии (с. 12). Он решительно возражает против утверждений, будто современное понимание истории восходит к ветхозаветным сказаниям, а не к греческой историографии и философии, трактовавшимся уже античными, авторами как наука.
Появление историографии, считает А. И. Немировский, было явлением принципиально новым, связанным с преобразованиями, охватившими греческий мир" в VII - VI вв. до н. э., в частности с великой греческой колонизацией и формированием демократических полисов. Греческая историческая мысль, подчеркивает он, была детищем демократической революции в греческих полисах; именно в них развивались предпосылки духовного и нравственного климата для занятий историей своего государства и всей ойкумены, что рассматривалось как служение гражданству и как выполнение патриотического долга (с. 27 - 28).
При изучении проблемы возникновения исторической мысли неизбежно встает
1 Немировский А. И. Рождение Клио: у истоков исторической мысли. Воронеж. Изд-во Воронежского университета. 1986. 351 с.
стр. 162
вопрос об отношении первых историков к их предшественникам - эпическим поэтам Гомеру и Гесиоду, а также к орфикам. В современной литературе существует мнение, согласно которому первым греческим историком был Гомер2 . Имеется и точка зрения о революционной роли орфизма, расчистившего путь греческой историографии3 . А. И. Немировский полагает, что историческая мысль, хотя и питалась материалом мифов, н ...
Читать далее