К ВОПРОСУ О ГЕНЕЗИСЕ И ХРОНОЛОГИИ НАПЛЕЧНЫХ ФАЛАРОВ ЭЛЛИНИСТИЧЕСКОЙ ЭПОХИ1
В статье рассматривается вопрос о происхождении эллинистических наплечных фаларов. Появление этой моды не было связано с постепенными изменениями в украшениях кочевнической сбруи и произошло в короткий промежуток времени, вероятно во второй половине или в конце III в. до н.э. Пока не представляется возможным однозначно решить, принесли ли кочевники в Парфиену и Греко-Бактрию эту моду в готовом виде или она возникла в результате синтеза сбруи новой конструкции и парадного конского убора, свойственного эллинистической традиции.
Ключевые слова: фалары, эллинизм, Греко-Бактрия, Парфиена, кочевники.
Наплечные фалары были важным элементом парадного конского убора номадов Евразии и не раз привлекали внимание исследователей2. Значительное внимание уделено этим украшениям в работах В. И. Мордвинцевой. Она предложила дробную классификацию, разделив фалары на четыре группы по "стилям": 1) ионийский стиль; 2) стиль изделий, изготовленных в подражание ионийскому в греческих городах северного Причерноморья; 3) греко-бактрийский стиль; 4) причерноморский "графический" стиль [Мордвинцева, 2001, с. 162-164]. Эта группировка материала в известной степени условна, но альтернативных классификаций фаларов пока нет.
По мнению М. Б. Щукина, фалары эллинистической эпохи являются "достаточно гомогенной группой древней торевтики, единой стилистически" [Щукин, 2001, с. 138], а различия в рамках одного художественного стиля обусловлены разными "школами" и "направлениями". Эту идею поддержал А. В. Симоненко [Симоненко, 2010, с. 203]. Такой подход отчасти был обусловлен широким кругозором М. Б. Щукина, его стремлением вписать археологический материал в исторический контекст. Но понимание единства стиля применительно ко всем фаларам представляется неудачным. Они существенно различаются по морфологии, декору, качеству исполнения [Мордвинцева, 2008, с. 165-166; Трейстер, 2011, с. 100]. Не предлагая собственный вариант класси ...
Читать далее