В октябре 2003 г. Петровский зал Санкт-Петербургского университета (СПбГУ), открывающий свои двери лишь в дни больших торжеств, собрал не только африканистов из России. На конференцию прибыли ученые из Парижа, Лиона, Гамбурга. На заседании присутствовали также студенты и аспиранты из ряда африканских стран. Организаторами встречи стали члены Научного совета по проблемам экономического, социально- политического и культурного развития стран Африки при Отделении общественных наук РАН. Название конференции -"Африка: общества, культуры, языки и литературы" отражает широту интересов и спектр научных исследований Д. А. Ольдерогге, одного из создателей отечественной африканистики.
Д. А. Ольдерогге был человеком высокой культуры, обладавший энциклопедическими знаниями. Его французский коллега Жак Ретель в воспоминаниях о нем пишет: "Это был светоч ума, воспитанный в духе старых традиций Франции" [Retel, 2003, с. 23]. Акад. М. Н. Боголюбов, хорошо знавший Д. А. Ольдерогге, выступая на пленарном заседании, отметил, что при чтении докладов, написанных Ольдерогге, всякий раз открывались его деловые качества, которые заслуживают восхищения. Усилиями и научным авторитетом Д. А. Ольдерогге были созданы центры африканистики, которые впоследствии сыграли большую роль в изучении комплекса проблем мировой африканистики. Под его руководством проводились исследования в области этносоциальной истории африканских народов, языкознания, искусствознания, музееведения. Его труды переведены на английский, французский, немецкий, испанский, португальский, чешский, румынский, латышский и китайский языки. Д. А. Ольдерогге считали мозговым центром исследований истории и культуры Африки. Один из его учеников В. В. Матвеев писал, что "рождение отечественной африканистики надо отсчитывать с 1929 г., когда появились первые статьи Дмитрия Алексеевича уже не о Древнем Египте, а о Тропической Африке" [ Ethnologica..., 2002, с. 41].
На "круглом столе" "Африканистика как наука" была предпринята попытка дать ...
Читать далее