В мире найдется немного регионов, история которых настолько завязана на современной политике и которая бы не трактовалась столь противоречиво. Историко-этнические корни современного населения Косово - главный отправной пункт продолжающихся уже не одно десятилетие споров сербских и албанских историков. "История Косово и Метохии - южной сербской провинции - отмечена продолжавшимся на протяжении столетий этническим соперничеством сербов и албанцев" - такую характеристику места Косовского края в системе сербо-албанских отношений дал один из ведущих современных сербских историков Д. Батакович. Эта, в целом справедливая, мысль не охватывает, однако, всего многообразия аспектов рассматриваемой проблемы.
К области исторической мифологии можно отнести идею о том, что сербо-албанские отношения в Косово и в целом на Балканах - это столкновение непримиримых этно-религиозных позиций и интересов, чуть ли не цивилизационный конфликт между православным (в более широком плане - христианским) и мусульманским мирами. Данный подход не отвечает ни истории Балкан, всегда отличавшихся этнической и конфессиональной "чересполосицей" и являвшихся регионом, где различные народы веками жили вместе и боролись против общих неприятелей, ни сложной национально-религиозной структуре населения Сербии и Албании. Как пишет Ю. В. Иванова, ислам расколол балканское общество "не по этническому признаку, а по религиозному, который в действительности был признаком социальным"1. Сами албанцы никогда не преувеличивали роль религиозного фактора в истории Косово. На протяжении всей истории албанского национального движения религия не играла в нем столь значительной роли, как в сербском, хорватском или болгарском. Один из его идеологов Пашко Васа Шкодрани (католик, занимавший в Османской иерархии пост губернатора Ливана) еще в XIX в. заявлял, что "религией албанцев является албанизм".
Искендеров Петр Ахмедович - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института славяноведения Р ...
Read more