4 - 6 марта 1987 г. в Москве состоялась Всесоюзная конференция "Введение христианства у народов Центральной и Восточной Европы. Крещение Руси", организованная Институтом славяноведения и балканистики при участии Институтов истории СССР, археологии и всеобщей истории АН СССР. Конференция проводилась в рамках V чтений памяти видного советского слависта В. Д. Королюка. В ней приняли участие ученые Москвы, Ленинграда и Киева.
стр. 138
Во вступительном слове чл. - корр. АН СССР Н. И. Толстой отметил, что введение христианства у большинства народов Центральной и Восточной Европы повлекло за собой серьезные перемены во внутри - и внешнеполитической жизни и культуре всех народов данного региона.
В ряде докладов рассматривалась проблема дохристианской культуры народов Центральной: и Восточной Европы, т. е. той почвы, на которую пришло христианство, что обусловило определенный синкретизм в их духовной жизни на протяжении всей эпохи феодализма. Акад. Б. А. Рыбаков ("Русское язычество накануне принятия христианства") показал значение языческой реформы Владимира, установившего новый пантеон, большое значение жрецов и развитые формы русского язычества, объективно облегчившие принятие христианства. Чл. - корр. АН СССР Н. И. Толстой ("Христианизация как фактор усложнения структуры древнеславянской духовной культуры") отметил элементы монотеизма в славянском язычестве, подчеркнул значение возникновения сложного по структуре христианско-языческого единоверия. Л. Н. Виноградова отметила длительное существование в крестьянской среде (до XX в.) языческих представлений, с чем была вынуждена считаться католическая церковь, что привело в западнославянских странах к формированию "народного католицизма", учитывавшего влияние локальной этно-культуры. Вяч. Вс. Иванов, основываясь на анализе хронологии и типологии дуалистических воззрений у славян, отметил возможные общие индоевропейские, иранские и другие влияния и подчеркнул связь языческо-христианского двоеверия у славян с дуализмом.
Б ...
Читать далее