В последние несколько лет понятие "инновация" (чуансинь) стало в Китае чрезвычайно распространенным, его повсеместное присутствие в средствах массовой информации является видимым даже для тех, кто впервые вступил на китайскую землю. Начиная от пекинского аэропорта "Шоуду" и далее вдоль всей трассы ведущего в город скоростного шоссе расставлены щиты с лозунгами наподобие: "Совершим инновацию в науке и технике, превратим мечту в реальность". Перелистывая страницы газет, читатель регулярно видит в заголовках словосочетания: "инновационное мышление" (чуансинь сывэй), "техническая инновация" (цзишу чуансинь), "инновация в области знаний" (чжиши чуансинь), "инновационный проект" (чуансинь гунчэн), "система инновации" (чуансинь ситун) и т.п. Включив телевизор, зритель на всех программах может наблюдать заставку с лозунгом "Наследуем цивилизацию, осваиваем инновацию" (Чуаньчэн вэньмин, кайто чуансинь). На Центральном телевидении Китая в ежедневном выпуске вечерних новостей появилась даже специальная программа "Углубленно изучаем доклад 1 , осваиваем и всеми силами осуществляем "инновацию"". Если же попытаться ввести слово "инновация" в поисковую систему в китайском Интернете, то результаты поисков будут исчисляться десятками тысяч найденных страниц.
Феномен невиданной популярности в современном Китае этого понятия заслуживает внимания и изучения. На различных исторических этапах развития общества средства массовой информации отбирают в качестве приоритетных различные темы, при этом господствующее в информационных потоках ключевое слово в определенной степени отражает пульс движения данного общества. Если взять в качестве примера Китай, то до 1978 г. в средствах массовой информации главенствующее место занимали слова "революция" (гэмин) и "борьба" (доучжэн). В период после 1978 г. и до середины 1990-х годов это место занимало словосочетание "реформы и открытость" (гайгэ кайфан). С середины 1990-х годов в китайских СМИ стало господствовать слово "инновация".
1. Предпосылки ...
Читать далее