Жизнь и творчество академика Михаила Михайловича Богословского (1867- 1929) в последние годы привлекает все большее внимание исследователей. Составленный в 1999 г. список различного рода статей о нем насчитывает более сорока номеров1. К настоящему моменту этот список существенно расширился, в значительной мере за счет углубленного изучения и переиздания важнейших научных трудов Богословского2.
В 1917 г. Богословский в своей работе "Петр Великий по его письмам" замечал: "В наши дни перед всяким сколько-нибудь выдающимся человеком, когда он пишет дневник или мемуары, или когда он ведет переписку, вероятно, не раз мелькнет представление о красной обложке "Русской старины" или бледно-желтой обложке "Русского архива", и не напрасно: в тот или другой журнал его бумаги рано или поздно попадут"3. Публикация дневника Богословского, ученика и преемника В. О. Ключевского на кафедрах русской истории в Московском университете и Духовной академии, виднейшего представителя московской школы историков начала XX в., послужит основой для дальнейшего осмысления наследия ученого.
Дневник Богословского хранится в составе личного архивного фонда историка в Отделе письменных источников Государственного Исторического музея. В 1922 - 1929 гг. ученый возглавлял в музее Общий исторический разряд (отдел) и секцию истории Московской Руси. Исторический музей стал для него, по словам СВ. Бахрушина, "последней предсмертной любовью"4. Неслучайно свой архив в 1928 г. Богословский передал именно музею5.
Дневник представляет собой отдельные листы из блокнотов (преимущественно в 8-ю долю листа), исписанные в большинстве своем с двух сторон черными чернилами, с незначительной авторской правкой6. Ежедневные записи велись Богословским в один из сложнейших периодов русской истории (начатые 16 июля 1915 г., они заканчиваются 6 ноября 1917 г.). Иногда идет сухое перечисление фактов, но как правило записи представляют собой попытку осмысления и содержат оценку происходящего. Богословский ...
Читать далее