В монографии кандидата исторических наук старшего научного сотрудника В. С. Румянцевой (Институт истории СССР АН СССР) рассматривается комплекс вопросов, связанных с идейной борьбой в России 40-х - начала 80-х годов XVII века1 . Содержание книги шире ее заглавия: автора интересуют не только вопросы идеологии низов общества, но и проблемы идейно-политической борьбы в придворных сферах.
Антицерковное движение позднего феодализма даже в крайних своих проявлениях редко окрашено какими-либо атеистическими чертами. И в тех случаях, когда В. С. Румянцева пишет о свободомыслии, речь обычно идет о религиозных системах, враждебных господствовавшей церковной идеологии.
1 Румянцева В. С. Народное антицерковное движение в России в XVII веке. М. 1986. 264 с.
стр. 151
Спектр их чрезвычайно широк - от еретических, раннесектантских направлений до "староверия", требовавшего восстановления недавней церковной старины. В книге исследуются и менее оппозиционные взгляды, в частности деятельность кружка "боголюбцев", вся оппозиционность которых вполне умещалась в строгих рамках учения и организации православной церкви.
Если говорить о собственно народных, антицерковных движениях и идеях, то следует сказать, что предметом исследования в первую очередь является антифеодальный протест в религиозной оболочке. Хотя ценный опыт таких исследований у советских историков был уже в 20-х годах, затем долгие годы предмет этот считался довольно далеким от приоритетных направлений научного поиска, историки стали чураться сферы, где неизбежно столкновение с такими сюжетами, как теории чувственного или духовного антихриста, хилиастические идеи, неканонические толкования святоотческой литературы, развитие идеи раннехристианского равенства (социализма). В результате советская историческая наука, блистая незапятнанными догматическими ризами, долгое время как бы не замечала важных явлений народной жизни и классовой борьбы. Заодно снимался, точнее не замечался, вопрос о противоборстве официальных и на ...
Читать далее